Ссылки к материалам
по  Бөө Мургэлу
Ссылки к материалам
по Юнгдрунг Бöну
БÖН

В последнее время намечается растущий интерес к древним духовным традициям Тибета, в особенности к юнгдрунг бöну, который, по своей популярности, поднялся на второе место среди других традиций тибетского буддизма распространенных на Тибетском Плато. Юнгдрунг бöн также быстро распространяется на Западе и проник в Россию, где вызывает нарастающий интерес во многих регионах. Чтобы лучше понять роль бöна в развитии тибетского буддизма в целом, практикующие юнгдрунг бöн, бöн сарма и тибетский буддизм, а также всех те, кто хочет больше узнать о богатом наследии бöна, должны обрести понимание культурного окружения, в котором он изначально существовал. В особенности должны быть детально исследованы взаимоотношения юнгдрунг бöна и шаманизма, для того , чтобы развеять ошибочные представления относящиеся к таким вопросам, как, например, практики кровавых жертвоприношений.
Центрально-Азиатский Будда
Тонпа Шенраб Миво,
 Основатель Религии
Юнгдрунг Б
öн
Доми Бöнпо
Рисунок Ричарда Уильямсона
Юнгдрунг бöн
В соответствии с традиционными источниками юнгдрунг бöн (свастика бöн) является учением центрально-азиатского будды Тонпа Шенраб Миво, который жил и проповедовал в центральном регионе страны Тагзиг, которая в древности находилась где-то в горах Памира, возможно на территории современного Таджикистана  и/или окружающих его центрально-азиатских республик. Учения этого будды, которые по праву могут быть названы центрально-азиатским буддизмом, были принесены на территорию Жанг Жунга, империи или конфедерации племен, центр которой находился в Западном Тибете, в регионе окружающем гору Тисе (Кайлаш), где они распространились и процветали. Из этого региона юнгдрунг бöн достиг Тибета, в то время маленькое вассальное государство под эгидой Жанг Жунга, которое захватило территории своего сюзерена в 6-8 веках н.э., далеком от того периода будущем. Юнгдрунг бöн подразделяется на две основные части: бöн причины и бöн плода. Вкратце, бöн причины состоит из обширного корпуса ритуалов, нацеленных на улучшение условий мирской жизни, уменьшение ее трудностей и способствует постепенному продвижению практикующих этот уровень в направлении высших учений бöна плода, который, в конечном счете, ведет к достижению состояния будды.

Бöн сарма
Новый бöн - это эклектическая традиция, совмещающая в себе элементы индийского буддизма и юнгдрунг бöна. Она возникла в восьмом веке нашей эры и до сих пор очень популярна в Восточном Тибете, особенно в регионе Кхам.

Смешанный бöн
Этот термин не относится к одной религии, но означает совокупность многообразных духовных традиций, практикуемых племенами пограничных регионов Тибета и Гималаев, в которых элементы доисторического бöна, юнгдрунг бöна и других религий смешаны в различных пропорциях.
БӨӨ И БÖН: древние шаманские традиции Сибири и Тибета в их отношении к учениям центрально-азиатского будды
 © Copyright Dmitry Ermakov 2009. All Rights Reserved.
Доисторический бöн
Доисторический бöн разделяется в книге на две обширных подгруппы:
        Доисторический бöн Жанг Жунга и Тибета, который известен как доми бöн;
        Доисторический бöн Евразии, предлагаемый автором термин, который охватывает намного более широкий феномен, а именно, множество духовных и ритуальных традиций практиковавшихся различными нациями и племенами различной рассовой принадлежности кочевавшими по просторам Евразии с доисторических.


Четыре оснывные разновидности бöна
Существуют разные системы классификации бöна (все из них детально разобраны в Бөө и Бöн), но, в общем, бöн может быть разделен на четыре основные группы: 
        Доисторический б
öн (gdod ma'i bon);
        Юнгдрунг б
öн (g.yung drung bon);
        Б
öн сарма (bon gsar ma);
        Смешанный б
öн.
Одна из целей данной книги - это выявление возможных связей между этими древними традициями, что оправдывает использование эпитета "Евразия" как составляющей части всего термина. Что касается приведения всех этих традиций под эгиду бöна, причины для этого станут ясны читателю впроцессе изучения материалов изложеных в книге. На данный момент достаточно заметить что в тибетском языке термин 'бöн' не применяется только для определения только одной конкретной религии и возможно что несколько разновисностей Бöна могли проникнуть на Тибетско-Чинхайское Плато из разных регионов Евразии. Далее нужно отметить что, Бурят-Монгольская религиозная система бөө мургэл, практикуемая тысячи километров от Тибета, имеет много сходных аспектов с тибетским бöном. Схожести  находятся даже в ее названии 'бөө', которое имеет несколько написаний на бурятском, включая 'бөөн'. (Слово проаносится с двойным низким звуком 'о' как 'оо', последняя буква 'н' во втром варианте написания не произносится.)

СИМВОЛИЗМ СВАСТИКИ

        Предлагаемое в этой книге исследование в большой степени основано на учениях Йонгдзин Лопöн Тендзин Намдак Ринпоче и Кхенпо Тенпа Юнгдрунга. Дмитрий Ермаков, который сам является практиком бöна с многолетним стажем, демонстрирует как бöнпо в течение веков гармонизировали свое окружение с помощью техник, основанных на глубинном понимании отношений между сознанием и энергиями внешних элементов. Эти учения главным образом содержатся в канонах бöна причины на первых четырех уровнях Девяти Путей Бöна. Книга  содержит много выдержек из семинаров и учений Йонгдзин Ринпоче на этот предмет. Здесь детально рассматриваются структура,  ключевые понятия и представления, лежащие в основе таких ритуалов, как сангчö, чутор, сур, чöд и тсок (ганапуджа), являющихся неотъемлемой частью ритуальных традиций не только бöна, но и тибетского буддизма. Такие практики, как лунгта (молитвенные флаги) и ритуалы очищения тоже подвергаются детальному рассмотрению, которое представляет собой своего рода «руководство» к этим практикам. Более того, в книге представляется уникальная информация о Защитниках Учения, йидамах, богах и духах юнгдрунг бöна; презентация о бöнпо мифологии и космологии, которая сравнивается с моделями современной квантовой физики; детальное описание Шести Сфер Перерождения; рассматриваются воззрения и уровни бöнпо Тантры и Дзогчена  в сравнении с системами тибетского буддизма; подчеркивается революционная роль учений центрально-азиатского будды Тонпа Шенраб Миво. Словом, эти ясно представленные материалы и объяснения, снабженные многочисленными иллюстрациями, могут дать практикующим и всем интересующимся  ключ к более глубокому пониманию практик, ежедневно выполняемых во всей международной бöнпо общине.
        Книга написана с полной поддержкой Йонгдзин Лоп
öн Тендзин Намдак Ринпоче и Кхенпо Тенпа Юнгдрунга и презентации о бöне в ней строго основаны на их учениях. Бөө и Бöн содержит много интервью и презентаций данных специально для этой публикации, включая беседы с Йонгдзин Ринпоче и Предисловие Кхенпо Тенпа Юнгдрунга. Поэтому Бөө и Бöн на действительно является настоящим драгоценным кладом, содержащим в себе не только богатую и неопубликованную до сих пор информацию о истоках и практиках юнгдрунг бöна переданную этими великими мастерами, но и более двухсот иллюстраций, карт и диаграмм, включая много изображений бöнских божеств, фотографий ритуалов и ритуальных предметов. Как сказал Кхенпо Тенпа Юнгдрунг в своем предисловии: «Эта книга принесет большое благо».
ГЛАВНАЯ
БÖН

СИБИРСКИЙ
ШАМАНИЗМ 
И 
БӨӨ МУРГЭЛ
БÖН И
ИНДОИРАНЦЫ

СОДЕРЖАНИЕ/
ВЫДЕРЖКИ


РЕЦЕНЗИИ

КОНТАКТЫ
ENGLISH VERSION

НОВОСТИ
АВТОР
купить книгу на
АНГЛИЙСКОМ

ищем издателя
и 
спонсора